Территориальные органы Роскомнадзора в Северо-Западном федеральном округе провели онлайн-конференцию для операторов связи по вопросам ограничения доступа к противоправной информации

30 мая 2017 09:40 - 30 мая 2017 13:00

30 мая 2017 года с 10.00 до 13.00 (время московское) территориальные органы Роскомнадзора в Северо-Западном федеральном округе совместно с представителями филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в СЗФО проводят онлайн-конференцию на сайте Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу с операторами связи, предоставляющими доступ к сети Интернет, по проблемным вопросам ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обращаем внимание, что поступающие вопросы будут проходить предварительную модерацию с целью определения их соответствия тематике конференции, исключения повторов и т.д.

Ответы, которые специалисты не успеют предоставить в отведенное для онлайн-конференции время, будут размещены на сайте по мере готовности.
Ответы, которые специалисты не успеют предоставить в отведенное для онлайн-конференции время, будут размещены на сайте по мере готовности.

Онлайн - конференция завершилась.

Ответы на все поступившие во время онлайн-конференции вопросы будут размещены на данной странице в течении дня 30.05.2017

Участники конференции

  Мельников Сергей Евгеньевич
Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по СЗФО
  Полагина Елена Анатольевна
Начальник отдела надзора в сфере электросвязи 1 Управления Роскомнадзора по СЗФО
  Боброва Светлана Михайловна
Ведущий специалист-эксперт отдела надзора в сфере связи 1 Управления Роскомнадзора по СЗФО
  Торчило Александр Викторович
Начальник управления информационных технологий ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО
  Рогов Дмитрий Олегович
Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО
  Бузина Светлана Анатольевна
Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Калининградской области
  Куделин Александр Владимирович
Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Мурманской области
  Сотников Валерий Александрович
Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
  Деревянченко Татьяна Вячеславовна
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Псковской области
  Жуков Николай Викторович
Главный специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Коми
  Адамов Евгений Викторович
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Вологодской области
  Эльвест Валерий Карлович
Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Карелия
  Бишков Василий Игоревич
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля (надзора) и разрешительной работы Управления Роскомнадзора по Новгородской области

Вопросы

39
Ирина, Новгород
Разрешите узнать, как происходит обнаружение нарушения не блокирования запрещенного ресурса операторами? Есть ли возможность для исправления ошибок, или сразу же оператор связи вызывается на составление протокола?
 Бишков Василий Игоревич, Ведущий специалист-эксперт отдела контроля (надзора) и разрешительной работы Управления Роскомнадзора по Новгородской области

При выявлении АС «Ревизор» факта не ограничения доступа к запрещенным ресурсам составляется акт, к которому прилагается протокол мониторинга, которые передаются в территориальное управление Роскомнадзора.

На основании полученных материалов территориальным органом Роскомнадзора рассматривается вопрос составлении протокола об АП.

Материалы дела об административном правонарушении направляются в судебные органы для принятия решения о назначении (освобождении) административного наказания.

Дополнительно сообщаем, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено время для устранения выявленного нарушения.

38
Иван г. Мурманск
Какова погрешность измерения АС "Ревизор"? С какой периодичностью проходит мониторинг? Утверждена ли методика проведения измерения?
 Куделин Александр Владимирович, Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Мурманской области

Средства измерений предназначены для измерений конкретных физических и иных величин, для которых имеются эталоны данной величины, и подлежат периодической поверке или калибровке (проверке точности измерений). Федеральным законом 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования. В сфере связи обязательные метрологические требования установлены только при оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования.

В соответствии с сертификатом соответствия от 05.10.2016 № ОС-1-СУ-0496 (действует до 05.10.2019) Агент АС "Ревизор" это аппаратно-программный комплекс, осуществляющий функции автоматизированных систем мониторинга средств связи, выполняющих функции систем коммутации и маршрутизации пакетов информации. Целью мониторинга является анализ информации, поступающей на технические средства коммутации и маршрутизации пакетов информации операторов связи, и сопоставление ее с адресной информацией запрещенных ресурсов, размещенных в сети "Интернет". Обязательных метрологических требований при осуществлении мониторинга законодательством не установлено.

Необходимо подчеркнуть, что никаких измерений комплекс не осуществляет, а производит только анализ и сопоставление информации. Данный комплекс не отнесен к средствам измерений, обязательные метрологические требования к этому комплексу также отсутствуют. Не являясь средством измерения данный аппаратно-программный комплекс не подлежит ни калибровке, ни периодической поверке, соответственно и "методика измерений" также отсутствует.

37
Татьяна г. Архангельск
От абонентов поступают жалобы на необоснованное блокирование с нашей стороны доступа к Интернет ресурсам, не содержащим запрещенную информацию. URL-адреса указанных ресурсов содержат сетевой протокол https. Наше оборудование (оборудование оператора связи) не позволяет нам осуществлять корректное ограничение доступа к ресурсам, содержащим запрещенную информацию, по данному протоколу. Что нам делать?
 Сотников Валерий Александрович, Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информация, размещенная в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (Единый реестр), содержит варианты идентификаторов запрещенного ресурса. Способ блокировки оператор связи выбирает самостоятельно, однако запрещенный ресурс должен быть заблокирован.

В целях совершенствования процедур ограничения операторами связи доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распоряжением Роскомнадзора от 07.07.2016 № 8 утверждены «Рекомендации по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Рекомендации), в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Указанные Рекомендации, в том числе, содержат рекомендуемые действия по ограничению доступа к указателю страницы сайта в сети «Интернет», содержащему сетевой протокол, поддерживающий шифрование (HTTPS).

36
Сергей г. Архангельск
Осуществляем блокировку запрещенных ресурсов строго в соответствии с Единым реестром. Владельцы ресурсов для обхода блокировки используют режим перенаправления доменов. В результате мы получаем административные протоколы за неблокировку. Почему?
 Сотников Валерий Александрович, Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Факт получения перенаправления с проверяемого сайта, а также последующий HTTP ответ с кодом 200 от сервера ресурса, на который было осуществлено перенаправление, свидетельствует о том, что оператор связи не ограничивает доступ к запрещенному интернет-ресурсу.

Информация, размещенная в Едином реестре, показывает варианты идентификаторов запрещенного ресурса. Способ блокировки оператор связи выбирает самостоятельно, однако запрещенный ресурс должен быть недоступен.

Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 13.34 КоАП РФ.

 

35
Роман Андреевич
Здравствуйте! Каким образом, и какие критерии для блокировки оператор связи должен использовать, чтобы блокировать запрещенный ресурс?
 Боброва Светлана Михайловна, Ведущий специалист-эксперт отдела надзора в сфере связи 1 Управления Роскомнадзора по СЗФО

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, содержит идентификаторы запрещенного ресурса. Способ блокировки оператор связи выбирает самостоятельно, однако запрещенный ресурс должен быть недоступен при проведении проверки АС «Ревизор». 

34
Ярослав
Нельзя ли вместо протокола направлять предупреждения, если например незаблокирован всего 1 ресурс? Ведь в соотношении с общим числом записей в реестре - это ничтожно малый процент неблокировки…
 Полагина Елена Анатольевна, Начальник отдела надзора в сфере электросвязи 1 Управления Роскомнадзора по СЗФО

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В этой связи результаты соответствующего мониторинга могут являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Действующим законодательством не установлено значение порога незаблокированных ресурсов, при превышении которого последует (не последует) привлечение оператора связи к административной ответственности. Даже 1 незаблокированный запрещенный ресурс является правонарушением.

Таким образом, согласно действующему законодательству операторы связи обязаны ограничивать доступ ко всем информационным ресурсам, содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

33
Виталий
Если Ревизор использует DNS-сервера оператора связи и при этом запрещен доступ к внешним DNS-серверам, то как получается ситуация, что отсутствует блокировка большого кол-ва запрещенных ресурсов?
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Ответить на данный вопрос возможно только проведя анализ выявленных
нарушений.
Для получения ответа по конкретной ситуации Вам необходимо связаться с
филиалом ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО. При обращении указать номер акта
мониторинга.

32
Валерий
Подскажите пожалуйста, куда обращаться в РЧЦ СЗФО? Телефон или e-mail. Спасибо.
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

E-mail для связи с филиалом РЧЦ ЦФО по СЗФО: szfoRevizor@rfc-nwfa.ru

31
Зинаида
Прошу указать на какой указ/закон/постановление ссылается Роскомнадзор, в котором имеется требование установить какой-либо аппаратно-программный комплекс.
 Адамов Евгений Викторович, Ведущий специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Вологодской области

Данное требование к оператору связи прописано в п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".
Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ)

30
Петрозаводск
Существует ли допустимый процент не ограничения оператором связи запрещенных ресурсов, в части не привлечения его к административной ответственности?
 Эльвест Валерий Карлович, Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Карелия

В соответствии  с  действующим законодательством (п.5 ст. 46 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ) операторы связи обязаны ограничивать доступ к информационным ресурсам, содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

        Указанным законом установлена обязанность оператора связи по ограничению доступа ко всем сайтам внесенных в Единый реестр запрещенной информации.

         Допустимый процент не ограничения  доступа к запрещенной информации  законодательством РФ не установлен.

29
Игорь
Добрый день, в частной беседе с сотрудником отдела мониторинга интернет-ресурсов Управления информационных технологий Аппарата управления ФГУП "РЧЦ ЦФО" при разъяснении по выявленным нарушениям было заявлено: "Оператор связи обязан блокировать все IP-адреса связанные с интернет ресурсом, а не только те, которые указаны в реестре запрещенных ресурсов" Просим объяснить на каком основании Ревизор проверяет сетевые адреса не внесенные в реестр запрещенных ресурсов? Каким образом должен ограничивать доступ к запрещенным ресурсам оператор связи на основании Рекомендаций установленных Роскомнадзором или на основании заявлений сотрудников РЧЦ?
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

В соответствии с п. 2 ст. 15.1 149-ФЗ "В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено."

Оператору необходимо предпринять все возможные меры для того, что бы абонент не смог получить доступ к запрещенной информации. Методы данных мер остаются на усмотрение самого оператора связи.

Агент АС "Ревизор" работает как любой из абонентов оператора связи, и в случае неблокирования адресов из DNS оператора связи, абонент получит доступ к запрещенным ресурсам, что недопустимо.

28
Логачев Юрий
Добрый день, согласно Вашему ответу: Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО Для получения информации в сети "Интернет" необходимо знать IP-адрес ресурса, на котором она размещена. Агент АС "Ревизор" формирует запросы как по адресам внесенным в Единый реестр, так и по полученным от DNS оператора. Почему тогда, если из DNS нет резолва и требование соблюдается, Ревизор не помечает как "OK", все хорошо. А начинает проверять IP адресс, что не соответствует работе любого пользовательского устройства ? Которое без DNS работать не может ?
 Адамов Евгений Викторович, Ведущий специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Вологодской области

Если IP-адрес внесен в реестр ЕАИС,  тот оператор связи обязан осуществлять
его блокировку.

27
Герман
19.01.2017 были внесены изменения в алгоритм работы АС "Ревизор", после чего проверка доступности ресурса стала осуществляться не только на основании данных, указанных в Едином реестре, но и полученных от DNS серверов оператора связи, несмотря на то, что в Рекомендациях по блокировке четко указано, что оператор связи должен блокировать ресурс "в строгом соответствии с выгрузкой", в которую не входят все данные, получаемые от DNS серверов оператора. Судя по материалам предыдущей онлайн-конференции и интернет-общению операторов связи, этот измененный способ проверки выявил много нарушений, которые позволили привлечь операторов связи к административной ответственности. Почему об изменениях алгоритма проверки операторы связи не были поставлены в известность документально. Это позволило своевременно решить вопрос полноценной и надежной блокировки запрещенных ресурсов.
 Торчило Александр Викторович, Начальник управления информационных технологий ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Обо всех изменениях в алгоритме работы АС "Ревизор" ФГУП "РЧЦ ЦФО"
информирует операторов связи посредством уведомления в личном кабинете.

26
Татьяна (Псков)
Когда произойдёт замена программного агента?
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Новая партия аппаратно-программных агентов уже поступила в головной офис филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО, в ближайшее время агенты АС "Ревизор" будут направлены в операторам связи для установки на сетях связи.

25
Петрозаводск
Какая административная ответственность предусмотрена законодательством РФ за не ограничение оператором связи доступа к информационному ресурсу, внесенного в Реестр?
 Эльвест Валерий Карлович, Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Карелия

   Статьей 13.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за не ограничение операторами связи доступа к информационному ресурсу, а именно:

Статья 13.34. Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, - влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц  в размере от трех тысяч  до пяти тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

24
Дмитрий
Добрый день. Как возможна ситуация, когда мы арендуя 1 аплинк у вышестоящего провайдера можем иметь различные отчеты по ревизору?
 Торчило Александр Викторович, Начальник управления информационных технологий ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Данная ситуация возможна только при подключении агентов АС "Ревизор" в разные сегменты сети оператора связи.

23
Денис, Калининград
Оператор связи получает фильтрованный трафик от ПАО «Ростелеком». Почему по материалам АС «Ревизор» к административной ответственности привлекают не ПАО «Ростелеком», на технических средствах которого происходит ограничение доступа, а маленького присоединенного оператора связи.
 Бузина Светлана Анатольевна, Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Калининградской области

Ответственность оператора связи обусловлена требованиями п.5 ст.46 Федерального Закона "О связи" от 07.07.2003 №126-фз. Отношения между присоединяемым и присоединяющим операторами в части предоставления фильтрованного трафика регулируются соответствующим договором. В случае фиксирования АС "Ревизор" факта не ограничения доступа на сети присоединяемого оператора связи, т.е. фактического неисполнения договора присоединяющим оператором связи, возникает возможность предъявления претензии присоединяющему оператору связи в рамках гражданского законодательства.

22
Калининград
Сколько времени есть у оператора, чтобы заблокировать ресурс после его появления в реестре? Когда Агент ревизор начинает проверять доступность данного ресурса
 Бузина Светлана Анатольевна, Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Калининградской области

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" у  оператора связи есть сутки для того, что бы заблокировать новые ресурсы, добавленные в реестр. Именно с такой задержкой их проверяет АС "Ревизор".

Однако необходимо обратить внимание на то, что ресурсы, добавленные в реестр в соответствии Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"" (категории «экстремизм») должны быть заблокированы незамедлительно и АС «Ревизор» проверяет такой реестр  с задержкой в час.

21
Алексей
Какие лучшие практики блокировки ресурсов есть для ресурсов, которые меняют IP-адреса каждые 5 минут ?
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Методы блокирования запрещенных ресурсов остаются на усмотрение самого оператора связи. На имеющемся рынке программного обеспечения представлено множество решений, успешно справляющихся с данной задачей, но мы не в праве рекомендовать то или иное конкретное решение.

20
Алексей
Можно ли использовать блокировку ресорсов на провайдерском ДНС, запретив при этом другой ДНС трафик по 53-му порту ?
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Оператору необходимо предпринять все возможные меры для того, что бы абонент не смог получить доступ к запрещенному интернет-ресурсу. Методы данных мер остаются на усмотрение самого оператора связи.

19
Константин, г. Ухта
Предусмотрена ли статьёй 13.34 КоАП такая мера административного наказания как предупреждение? Применимы ли к этой статье положения ст. 4.1.1 КоАП?
 Жуков Николай Викторович, Главный специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Коми

Статьёй 13.34 КоАП РФ не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.
Но как показывает первая практика мировых судей, судья при рассмотрении административного дела
может применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, если правонарушение  совершено субъектом малого и среднего предпринимательства,
лицом без образования юридического лица, а также их работником, впервые, заменив
административное наказание в виде штрафа на предупреждение

18
Дмитрий, г. Сыктывкар
Можно ли заключить договор на поставку отфильтрованного трафика с вышестоящим провайдером и кто несёт ответственность за неблокировку запрещённой информации?
 Жуков Николай Викторович, Главный специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Коми

Действующее законодательство не запрещает операторам связи получать уже фильтрованный трафик на основании договора с вышестоящим провайдером. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2017 года N 320 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 - "Оператор связи может осуществлять взаимодействие с единым реестром в целях ограничения доступа к запрещенной информации посредством третьего лица, имеющего лицензию на оказание услуг связи по передаче данных и (или) на оказание телематических услуг связи. Оператор связи, поручивший третьему лицу осуществлять взаимодействие с единым реестром и ограничивать доступ к запрещенной информации в соответствии с реестровой записью, направляет соответствующее уведомление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по своему месту нахождения."

Однако это не снимает ответственности с оператора связи в части выполнения требований законодательства по ограничению доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

17
Юрий
1. "нарушение проверяется в несколько этапов и фиксируется несколькими методами." Какие методы вы имеете ввиду? в доказательную базу вы их не прикладываете на этапе составления протокола и отправки в суд 2. Почему нет практики когда РЧЦ уведомляет оператора о возможном имеющемся нарушении? а шлет отчет только в РКН, тем самым подвергая государство опасности, в виду того, что ресурс остается не заблокированным еще несколько дней. 3. На нашем опыте уже были случаи некорректной работы Ревизора - почему Вы утверждаете, что система 100% правильная?
 Торчило Александр Викторович, Начальник управления информационных технологий ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

1.  Методами фиксациями нарушений являются html-код страницы запрещенного ресурса, скриншот запрещенного ресурса с дополнительной технической информацией и json данные. Данные сведения используются при анализе выявленных признаков нарушений специалистами ФГУП "РЧЦ ЦФО", в доказательную базу прикладываются скриншоты запрещенных ресурсов.

2. Обязанностью оператора является своевременная блокировка запрещенных ресурсов. Для оперативного контроля нарушений оператору предоставлен доступ в личный кабинет АС "Ревизор".  На сегодняшний день отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты, указывающие на необходимость уведомления оператора связи о выявленных признаках нарушений со стороны ФГУП "РЧЦ ЦФО".

3. В случае выявления признаков некорректной работы АС "Ревизор" Вам необходимо обратиться в филиал ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО с указанием выявленных несоответствий. На сегодняшний день случаев некорректной работы АС "Ревизор" не зафиксировано.

16
Александра
Ещё к предыдущему вопросу: как получается, что в нашей сети выявлено нарушение, и при этом у вышестоящего оператора, который фильтрует нам трафик нарушений не выявлено?
 Адамов Евгений Викторович, Ведущий специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Вологодской области

Возможно у вышестоящего оператора связи для абонентов применены другие
настройки DNS или иная система блокировки. В любом случае данный вопрос Вам
необходимо регулировать с вышестоящим оператором связи.

15
Олег
Сейчас Роскомнадзор составляет протоколы по ст. 13.34. В случае привлечения предусмлотрены большие штрафы, которые маленьким операторам, как мы (микропредприятие) совершенно непосильны. В связи с этим вопрос: есть ли возможность использовать для привлечения операторов связи статью 14.1 КоАП РФ?
 Мельников Сергей Евгеньевич, Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по СЗФО

С 25.03.2017 вступила в силу статья 13.34 КоАП, в соответствии с которой неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Таким образом, после 25.03.2017 установлена прямая норма, устанавливающая ответственность за неограничение доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Ст. 14.1 ч. 3 с 25.03.2017 не используется при составлении протоколов об административном правонарушении по вышеуказанным нарушениям.

 

14
Александра
Мы получаем трафик от вышестоящего оператора связи и получаем от него фильтрованный трафик. Почему мы получаем протоколы за ограничение?
 Боброва Светлана Михайловна, Ведущий специалист-эксперт отдела надзора в сфере связи 1 Управления Роскомнадзора по СЗФО

В соответствии с п.5 ст.46 Федерального закона от 07.07.2007 № 126-ФЗ "О связи" оператор связи самостоятельно несет ответственность за неблокирование информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Таким образом, ответственность по несоблюдению требований по ограничению доступа к ресурсам в сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации запрещён, лежит на Вас, а отношения между Вами и оператором связи, предоставляющем фильтрованный трафик, регламентируются гражданским законодательством исходя из условий заключенного между Вами договора.

13
Юрий Х
Какая версия ПО используется на оборудовании "Аппаратно-программный Агент АС "Ревизор" установленном у операторов связи в СЗФО?
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Агентами АС "Ревизор" используется версия ПО 1.0. Эта же версия указана и в сертификате соответствия ОС-1-СУ-0496 от 05.10.2016 г.

12
Сергей
А ответы будут на все вопросы по теме или только на удобные?
 Полагина Елена Анатольевна, Начальник отдела надзора в сфере электросвязи 1 Управления Роскомнадзора по СЗФО

Ответы  будут на все вопросы, соответствующие тематике онлайн-конференции, исключения могут быть в случае повторяющихся вопросов.

11
Александр
Добрый день. В конце марта 2017г. Минкомсязь совместно с Роскомнадзором провели совещание, на котором были выявлены несоответствия алгоритма работы Ревизора п.9.2 и п.10 Распоряжения Роскомнадзора от 07.07.2016 №8 «О рекомендациях по ограничению доступа к информации...", в части использования для проверки IP-адресов, полученных от DNS-сервера оператора связи, указанных в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, и размещенных в системе DNS владельца сайта. Роскомнадзору было поручено провести работы по корректировке и уточнению методических рекомендаций. Подскажите, когда появятся обновленные методические рекомендации?
 Мельников Сергей Евгеньевич, Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по СЗФО

В указанном в Вашем вопросе совещании представители территориальных управлений Северо-Западного федерального округа участие не принимали. В связи с этим не можем предоставить достоверную информацию по поднятому Вами вопросу. В случае появления обновленных методических рекомендации незамедлительно будут размещены на сайтах территориальных управлений.

10
Сергей
Среди множества скриншотов представленных "ревизором" есть скриншот типа : "Доступ ограничен, приносим извинения и прочее". Другими словами, в доказательство нашей вины, что доступ не ограничен представлен скриншот, что доступ ограничен. Как это возможно?
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Если в результате работы системы фильтрации абоненту (соответственно и Агенту АС "Ревизор") выдается "заглушка", это не будет считаться нарушением. Все результаты мониторинга проходят дополнительную ручную проверку и ответы, содержащие "заглушку", исключаются из протокола мониторинга. Для получения ответа по конкретной ситуации Вам необходимо связаться с филиалом ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО. При обращении указать номер акта мониторинга.

9
Валерий
Подскажите, ответы на свой вопрос ждать на этой же странице? Просто вопрос я уже послал, ответа пока нет. Или смотреть их в другом месте.
 Полагина Елена Анатольевна, Начальник отдела надзора в сфере электросвязи 1 Управления Роскомнадзора по СЗФО

Да, ответы  Вы увидите на этой же странице сайта через некоторое время, требуемое для подготовки ответа.

8
Екатерина
Добрый день! Скажите, а отслеживаются ли "зеркала" запрещенных ресурсов?
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

АС "Ревизор" осуществляет проверку наличия доступа только к ресурсам, внесенным в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Если решением судов данные "зеркала" в реестр не внесены, они не подлежат проверке.

7
Алексей
Ответы будут на этой странице показываться?
 Полагина Елена Анатольевна, Начальник отдела надзора в сфере электросвязи 1 Управления Роскомнадзора по СЗФО

Да, ответы  Вы увидите на этой же странице сайта. 

6
Сергей
В отчетах по качеству блокировок в среднем раз в два-три дня получаем доступность (статус-код HTTP 200) незначительного количества запрещенных ресурсов (примерно от 1 до 10), всегда разных, которые на самом деле точно заблокированы. Возможно ли, что "Ревизор" выдает ошибочные данные?
 Торчило Александр Викторович, Начальник управления информационных технологий ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Если с помощью АС "Ревизор" было зафиксировано нарушение, то оно действительно существует. В целях повышения точности работы системы, любое нарушение проверяется в несколько этапов  и фиксируется несколькими методами.

5
Дмитрий
А где вебинар товарищи?
 Полагина Елена Анатольевна, Начальник отдела надзора в сфере электросвязи 1 Управления Роскомнадзора по СЗФО

30.05.2017 с 10 до 13 часов по мск. организована онлайн-конференция. По указанной ссылке  на сайте Вы можете задать интересующий Вас вопрос, ответ на него Вы увидите на этой же странице сайта. Другие формы взаимодействия  30.05.2017 не предусмотрены.

4
Роман Александрович
Опишите пожалуйста порядок процедуры фильтрации и состав аппаратно-программного комплекса на каких то реализованных примерах или как это должно быть.
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Методы блокирования запрещенных ресурсов остаются на усмотрение самого
оператора связи. На имеющемся рынке программного обеспечения представлено
множество решений, успешно справляющихся с данной задачей, но мы не в праве
рекомендовать то или иное конкретное решение.

3
Валерий
Скажите пожалуйста, как можно оттестировать свою программное обеспечение на предмет блокирования сайтов с помощью системы "Ревизор" без привлечения к административной ответственности. Нужен какой-то диалог, а получаются вызовы в суд. Многие сайты меняют свое расположение (IP адреса), многие имеют те же IP адреса, что и нужные, полезные сайты, их приходится тоже закрывать. Есть ли какое решение, или каждый выкручивается как может?
 Сотников Валерий Александрович, Начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

По вопросам тестирования программного обеспечения, установленного на сети оператора связи для осуществления ограничения доступа к противоправной информации, и получения консультаций по вопросам проведения мониторинга с использованием автоматизированной системы «Ревизор» (АС «Ревизор») предусмотрено создание оператором связи Личного кабинета на ресурсе филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Северо-Западном федеральном округе. Для создания Личного кабинета Вам необходимо подать заявку следующим образом: https://portal.rfc-revizor.ru.

Сообщаем, что в целях совершенствования процедур ограничения операторами связи доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распоряжением Роскомнадзора от 07.07.2016 № 8 утверждены «Рекомендации по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Способ блокировки оператор связи выбирает самостоятельно, однако запрещенный ресурс должен быть заблокирован.

 

2
Игорь Беляев
Просьба сообщить, почему ПО "Ревизор" выполняет проверку блокировки путём прямых HTTP-запросов по IP из реестра, не выполняя запросов в DNS? Это не соответствует поведению абонента, который всегда должен сделать DNS-запрос.
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

Для получения информации в сети "Интернет" необходимо знать IP-адрес ресурса, на котором она размещена. Агент АС "Ревизор" формирует запросы как по адресам внесенным в Единый реестр, так и  по полученным от DNS оператора.

1
Зыков Павел
Добрый день, Будет ли предоставлен алгоритм работы комплекса ревизор операторам связи для анализа и понимания технических принципов проверки им запрещенных сайтов?
 Рогов Дмитрий Олегович, Начальник отдела мониторинга Интернет-ресурсов ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО

АС <Ревизор> проверяет все IP-адреса запрещенного интернет-ресурса, внесенные в реестр, после чего, проверяются все IP-адреса, возвращенные DNS-сервером оператора связи, на сетях которых установлен Агент АС < Ревизор>.
Алгоритм действий АС <Ревизор> при мониторинге:
1) Если запись реестра ЕАИС содержит только IP-адрес, в таком случае проверяется доступность сайта по IP-адресу. При отсутствии доступа по протоколу HTTP происходит запись информации в аварийный журнал о запрете доступа по протоколу http.
2) Если запись реестра ЕАИС содержит только URL ресурса, в таком случае происходит резолвинг
IP-адреса с помощью DNS серверов. Далее происходит отправка HTTP GET запроса на полученные IP-адреса.
3) Если запись содержит домен, IP-адрес, URL, в таком случае происходит резолвинг (resolve) IP-адреса с помощью DNS серверов. Далее происходит отправка HTTP GET запроса на полученные и внесенные в реестр ЕАИС IP-адреса.

Время публикации: 23.05.2017
Последнее изменение: 30.05.2017 17:44